Очередная встреча в клубе "Беседка" была посвящена художнику Азарию Ивановичу Трапицину, 140 лет со дня рождения которого исполняется в нынешнем году.
Слушателям была предложена лекция искусствоведа Ульяновского областного художественного музея Инны Матюниной.
Инна Арнольдовна рассказала о непростой судьбе художника. Лекция сопровождалась показом фотографий из семейного архива художника и фотографиями его картин.
Художник Азарий Трапицын ныне забыт. Людей, что-либо помнящих о нем, почти не осталось. Он родился в 1884 году в селе Поломском Вятской губернии. Готовился, как отец и братья, стать священнослужителем, однако, не окончив Вятской духовной семинарии, в 1903 году поступает в Казанское художественное училище. После его окончания преподает рисование в женском епархиальном училище во Владимире. Там Трапицын знакомится с Константином Коровиным, приезжавшим на этюды. "К.А. Коровин дал дельные советы о дальнейшем художественном образовании".
В 1910 году Азарий Трапицын поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Учится на одном курсе с В.В. Маяковским у известных мастеров - Л.О. Пастернака, С.А. Милорадовича, Н.А. Касаткина, С.В. Малютина, А.С. Архипова, Ап.М. Васнецова, активно участвует в московских выставках: Товарищества независимых (1911), Группы московских художников (1913), Ассоциации московских художников, организованной Д. Бурлюком (1914).
В основном же Трапицын тяготел к Союзу русских художников, создатели которого преподавали в Училище. В их числе был и Аполлинарий Васнецов, оказавший на Азария значительное влияние. Васнецов изучал историю и археологию древней Москвы, был одним из председателей Московского археологического общества, в своих учениках он пробуждал любовь к истории родного края. Но если для Ап. Васнецова источником творческого вдохновения была Москва - сердце России, то для Трапицына им стала Волга-матушка. Волга-кормилица. Словно предчувствуя, что волжские пейзажи скоро уйдут в небытие, он проехал по всей Средней Волге, запечатлев на своих полотнах величественные образы жигулевских просторов, тихое очарование островов у Симбирска и Камского Устья, сказочной красоты берега у Нижнего, Лыскова, Исада, старые храмы и башни Казанского и Свияжского кремля, памятники Болгар.
Симбирский этап жизни Азария Трапицына, приехавшего сюда в 1920 году, был, пожалуй, самым творчески насыщенным, несмотря на многочисленные житейские трудности.
В Ульяновске и в Казани неоднократно проходили выставки Трапицына, организованные Объединением ульяновских художников. Уволенный по сокращению штатов, он больше года проработал в городке Лысково Горьковской области, а затем, уже больной, одинокий, уехал в Горький, где и умер в декабре 1935 года.
Наследницей большой части работ художника была племянница Евгения. Она и передала их после смерти художника в Ульяновский краеведческий музей. Судьба же ранних картин Трапицына до сих пор неизвестна. Бесследно пропали полотна, написанные им в 1918–1920 годы в поездках по Кавказу, по старинным городам Вологодской, Вятской, Костромской губерний, по берегам реки Унжи. Однако и то, что уцелело, позволяет говорить об Азарии Трапицыне как о большом оригинальном мастере - неповторимом певце волжских просторов.
В первом номере журнала "Симбирск" за 2024 год помещена большая статья Инны Зеленковой о жизни и творчестве художника под названием "В память будущей весны".
Мы благодарим Инну Зеленкову за предоставленную возможность познакомиться с таким интересным человеком и художником.
Всем слушателям захотелось увидеть картины художника — будем ждать выставки его работ в музее.